+7(495) 727-55-03 | vremyafond@mail.ru
bclose

Классический пример заказушной журналистики -кампания по дискредитации Фонда «Время»

Классический пример заказушной журналистики -кампания по дискредитации Фонда «Время»
«Джинса» — это не только специально пошитый материал. В журналистике этот термин обозначает проплаченный сюжет. Иногда это еще называют «заказуха».
 
Нет, вовсе не реклама. Чаще всего – дискредитация конкурентов. Такой репортаж идет в общем выпуске новостей, но снят за деньги и в интересах заказчика. Чтобы зритель не догадался, что этот сюжет проплачен, он идет без полагающейся в таких случаях специальной отбивки.
 
Или в популярном ныне формате «журналистское расследование». К сожалению, джинса стала неотъемлемой частью российской журналистики. И сейчас, смотря федеральные каналы, я могу с 99-процентной уверенностью сказать, заказной сюжет или нет. Сколько стоит такое удовольствие? Лет десять назад, при моей зарплате в семь с половиной тысяч один снятый мною рекламный сюжет приносил телекомпании 60 тысяч. Я знаю это точно, через меня пару раз передавали официальные бумаги. Можно попробовать проиндексировать на нынешние зарплаты.
 
Зачем это журналистам? Решение о публикации «джинсы» чаще всего издание принимает «сверху» — корреспонденты редакции получают задание через рекламную службу, иногда не знают об этом и не получают денежных бонусов. Издания этим занимаются потому, что «джинса» приносит выгоду. Василий Гатов оценивает рынок «джинсы» в федеральных изданиях примерно в $130 млн в год. Это примерно 1/10 рекламного рынка. Политическая «джинса», по словам Гатова, оплачивается совершенно легально в виде «договоров об информационном сотрудничестве».
Лидерами рынка «джинсы» Гатов называет массовые газеты: «Комсомольскую правду», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты».
Так, за заметку в три тысячи знаков о приезде некоего политика (с фотографией) «Комсомольская правда» получила 690 тысяч рублей, «Независимая газета» — 520 тысяч рублей, «Московский комсомолец» — 379 тысяч рублей. Впоследствии представители этих изданий отреагировали на информацию о своей продажности по-разному: заместитель главного редактора «Независимой» Аркадий Ханцевич отрицал, что его журналисты берут деньги за статьи. «МК» и «Комсомолка» от комментариев воздержались.

Из рук в руки

Сотрудник одного PR-агентства рассказал, что однажды он пригласил журналиста «Российской газеты» на пресс-конференцию. Тот сказал, что сам прийти не сможет, но о мероприятии напишет что скажут. И огласил расценки: статья размером в четверть полосы обошлась бы компании около 10 тысяч евро. Через рекламный отдел это бы стоило в полтора раза дороже. Компании-заказчики выбирают лояльных журналистов, дарят им телефоны, ноутбуки, возят в пресс-туры. Деньги предлагают крайне редко и иногда даже постфактум.
Рассказывают о случаях, когда компания прогибала принципиального корреспондента угрозой молчания: если бы он не взял деньги, следующие новости компания рассказала бы не ему, а конкурентам из других изданий. Существуют и прайс-листы на коммерческие услуги журналистов. Один из них есть в распоряжении АЖР «Ваше право»: «Московский комсомолец» 1/8 А2 — $13 тыс. «РБК daily» — 1/2 полосы — $12,5 тыс. «Независимая газета» 1/4 D2 — от $7,5 тыс. (позитив) до $11,25 тыс. (негатив) «Новая газета» 1/2 А3 — $10,5 тыс. «Аргументы недели» 1/2 А3 — $8 тыс. По словам одного из бывших сотрудников «Коммерсанта», заказная публикация на первой полосе стоит от $30 тыс. На тематической полосе — от $5 тыс. Можно ли считать таких людей журналистами?
 
Я вам честно скажу, мало кто любит такие «заказухи». Ну если только тот, у кого в голове смешались люди, кони и, быть может, хомячки. Никто не судит главных редакторов, владельцев каналов. Никто не судит комитеты рекламы и информации, прокуратуру. А ведь все прекрасно все знают и понимают. И даже заказывают. Думаете, прокуратура не покупает «джинсу»? Может быть не за деньги, но покупает. Кому нужно, обо всем об этом известно. В конце концов, «джинса» идет на самом верхнем уровне — на федеральных каналах.
 
Впрочем, на федеральных каналах идет и то, по сравнению с чем «джинса» — мелкие забавы. Классический пример заказушной журналистики -кампания по дискредитации Фонда «Время». Предлагаем вашему вниманию запись двух фрагментов так называемых «журналистских расследований». Обратите внимание на поведение «журналистов».

 

About "dimam"

Свяжитесь с нами






×